Прогресс в современном обществе двигают свежие идеи, научные изобретения и… стартапы

От смайлика до распознавания эмоций: история рождения харьковского стартапа Comix

По мнению экспертов рынка, это связано с диджитализацией общества – проникновением IТ во все сферы человеческой жизни, что влечет за собой спрос на новые гаджеты и приложения
Прогресс в современном обществе двигают свежие идеи, научные изобретения и… стартапы. Все больше людей изобретают и продвигают онлайн- и оффлайн проекты, призванные изменить мир к лучшему и упростить жизнь миллионов, - будь то новые социальные сети, сервис по подбору соседа или часы, не позволяющие уснуть за рулем. За инвестиции на рынке стартапов ведется жесткая, но справедливая борьба: выигрывают те проекты, которые имеют больше, чем просто развлекательную направленность, и точно принесут прибыль. Даже по итогам экономически сложного 2015 года стало понятно, что украинским стартапам вполне под силу перебороть кризис. За рубежом именно стартапы являются двигателем бизнеса: согласно статистике, они вызывают наибольший интерес в бизнес-среде и притягивают наибольшие инвестиции. По мнению экспертов рынка, это связано с диджитализацией общества – проникновением IТ во все сферы человеческой жизни, что влечет за собой спрос на новые гаджеты и приложения.
Об украинских стартапах мир начал узнавать в 2014 году, когда за рубежом услышали о проектах Petcube (робот для развлечения домашних животных), Settle/Advice Wallet (сервис предзаказа в ресторанах/мобильная программа лояльности для заведений); iblazr (внешняя вспышка для смартфонов); Coppertino (плеер VOX для Mac OS); Ecois.me (система домашнего энергоменеджмента); Luciding (сервис управления снами); Kwambio (платформа для создания 3D-продуктов) и др. В 2015 году шума наделали такие украинские стартапы, как Preply (сервис по поиску локальных и онлайн-репетиторов), Jeapie (сервис доставки мобильных push-уведомлений), GitLаb (платформа для хостинга исходного кода проекта); Delfast (сервис доставки за час на электробайках), SOC Prime (платформа кибер-безопасности). Но доля харьковских стартапов в их числе неожиданно мала. Только в 2016 году рынок стартапов в Украине стал более многочисленным и открытым. В крупных ИТ-городах – Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Днепропетровске – стали появляться уникальные проекты, которые могут конкурировать с европейскими и американскими стартапами. Один из таких проектов – харьковский стартап Comix.
Comix – это новое приложение для отправки сообщений онлайн. Главная особенность этого мессенджера – в том, что он может распознавать человеческие эмоции: когда вы с телефона пишете кому-то сообщение, программа автоматически подставляет нужный смайлик в зависимости от выражения вашего лица. Изначально в настройках Comix можно выбирать пол своего мультяшного «прототипа», а также форму лица, цвет волос, прическу, цвет глаз и форму бровей. В чате же приложение с помощью фронтальной камеры телефона «считывает» выражение лица пишущего, что сразу отражается на лице нарисованного персонажа.
Справедливости ради стоит отметить, что приложение Comix сейчас находится в разработке. «Пока мы его собираем и тестируем распознавание. Надеюсь, в этом месяце он появится в Apple Store, но пока о точных сроках говорить рано», - рассказывает сооснователь проекта, Алексей Фисун.
По его словам, Comix – проект «на удачу», и задумывался он скорее для удовольствия, чем ради денег. Идея создать такой необычный мессенджер пришла основателям год назад. «Мы играли в бильярд, и среди нас один из парней был программистом, по работе он занимался распознаванием лиц. Он рассказывал, как это делает, а мы говорим: почему бы не попробовать сделать распознавание эмоций людей? - вспоминает Алексей. – "Буквально за пару выходных этот парень сделал нам прототип на ПК, который мог распознавать около 20 простейших эмоций: подмигивание, улыбка, сильный смех, удивление, страх. Работа пошла весело, и мы решили развивать это хобби во что-то более серьезное. Посмотрели на смайлики, которые есть сейчас, и поняли, что это немного нелогично – когда ваша фотография как бы «говорит» смайлик. Это вообще out of logic:
На самом деле, в жизни наше лицо с какой-то эмоцией говорит текст, как это бывает в комиксах. Когда мы нашли такую логическую ошибку во всех мессенджерах, то решили сделать все немного по-своему. Мы собрали прототип мессенджера, который смотрит на тебя фронтальной камерой, когда ты используешь телефон, он понимает твои эмоции. Есть твоя рожица, которая рефлексирует в зависимости от того, какие эмоции передает твое лицо, и ты печатаешь только текст, никаких смайликов не нужно. Еще больше, чем смайлики, нас бесят скобочки, когда ими выражают эмоции. Мы решили бороться с такими атавизмами». Сам основатель Comix, 25-летний Алексей Фисун родом из Луганска, в Харьков переехал несколько лет назад, до войны. «Переехал, потому что получил должность маркетолога в Kharkov Palace. Живя в Луганске, дистанционно учился на английскую MBA (master of business administration – магистр бизнес-администрирования, МБА. – Прим. корр.) по маркетингу, в целом в этом образовании есть положительные моменты – как минимум, когда ты говоришь, что у тебя есть MBA (смеется). Из навыков, которые мне помогли, могу назвать КВН. В Луганске я рубился в него, это было хобби, но для маркетологов очень полезен опыт участия в КВН – не только умением придумывать шутки, но и способностью понять аудиторию. Когда ты выходишь на сцену, произносишь шутку, а она не смешная, и слышно, как в зале поет сверчок, то понимаешь, что в следующий раз ты должен думать, прежде чем что-то сказать на сцене. Этот страх провала переносится и на маркетинг, поэтому, когда делаешь презентацию, просматриваешь ее так, чтобы люди не отреагировали негативно. Это полезно и для публичных выступлений. Например, нам было несложно поехать на Pioneers Kyiv (известный киевский стартап-ивент) этой зимой и занять там 3-е место, не имея никакого продукта, хотя там участвовали ребята, у которых есть уже серьезные продажи в Европе», - объясняет сооснователь Comix.


Pioneers Kiev
С точки зрения взращивания и образования украинских стартапов очень полезны стартап-ивенты. Алексею Фисуну проект Comix помог войти во множество других проектов. Именно поэтому маркетолог позиционирует себя как фрилансера: «Я больше работаю над проектами, в которых мне дают либо долю, либо деньги, и в таком ключе я могу помогать проектам делать маркетинг, пока мой проект разрабатывается», - рассказывает Алексей.

Со своим основным проектом Comix Алексей принимал участие в различных стартап-мероприятиях. Именно эти поездки помогли понять свои потребности и увидеть Харьков со стороны. Алексей Фисун отмечает: «Ивенты в Одессе, Киеве, Львове разнятся с харьковскими ивентами. Уровень той же Одессы – намного выше уровня Харькова. Например, на Одесской «Битве Стартапов» победитель получил поездку на профильное мероприятие в США. Алексей объясняет: «Это совсем другой уровень. В Харькове нет ни денежных призов, ни поездок, ни грантов. За этим нужно ехать в Киев, Львов или Одессу. На одесском «Стартап Баттле» ты не только можешь за три минуты рассказать о своем проекте и произвести первое впечатление, но и пообщаться в по-настоящему неформальной обстановке (ресторане, клубе) с потенциальными инвесторами, что дает больше шансов на успех».



В Харькове единственное известное мероприятие, которое занимается образованием стартапов, – Startup Crash Test, где можно представить свой проект аудитории и получить здоровую критику. «Кроме этого, стоит отметить старания ребят из ХНУРЕ и Karazin Startups, а также мероприятие Павла Обода Startup Kharkov, но этого по-прежнему недостаточно, - рассуждает Алексей, - в упомянутых городах такие мероприятия проходят раз в месяц или даже в неделю, и первые ряды в зале занимают люди, которые реально могут дать дельный совет или инвестировать».

Comix на Startup Crash Test
По уровню стартапав, считает Алексей Фисун, Харьков занимает только 5-е место после Киева, Одессы, Львова и Днепропетровска, и это можно почувствовать на любом стартап-ивенте. По его мнению, у нас есть классные программисты, но они не умеют выводить продукты на рынок. В Харькове нет профильных инкубаторов и венчурных инвесторов, аутсорс-компании тоже не очень охотно инвестируют во внутренние стартапы. Даже те аутсорсеры, которые начинают делать продукт, не имеют понимания, что его нужно изначально разрабатывать с маркетологом, который изначально изучит рынок, проблему, потребителя, посчитает стоимость превлечения пользователя, каналы маркетинга и потенциальный доход. «В большинстве случаев ребята делают что-то год-два, потом нанимают продажника и говорят: «Продавай», - объясняет стартапер. - У меня был такой опыт, и он был печальным. Кроме того, здесь айтишнику, который доработался до уровня senior («мастер». – Прим. корр.), нет смысла создавать стартап: у него достаточно высокая зарплата, чтобы ничего не делать, не рисковать. У нас стартапы можно создавать, наверное, только на базе аутсорс-компаний. С одной стороны, в таких компаниях есть управленцы, которые понимают бизнес, считают деньги и не допустят откровенно утопических идей, но, с другой стороны, в таких компаниях всегда есть свободные ресурсы, которые можно использовать и в тоже время обучать».

Есть опыт компании Netpeak, где сотрудник может прийти с идеей к руководству – и ему выделяют каморку и сотрудников для разработки MVP (прототипа). Инициатор получает долю в этой компании, сама компания инвестирует свои ресурсы и также получает свою долю. Ты становишься СЕО (директором) этого продукта в компании и сам развиваешь его. У нас есть компании, которые только пробуют так делать, но это не развито на уровне корпоративной культуры, как в Netpeak», - разводит руками сооснователь Comix.

Сейчас в команде харьковского стартапа, кроме Алексея Фисуна, работают несколько человек: дизайнер и два разработчика iOS. «Ребята из iOS-отдела сейчас очень загружены на основной работе. В настоящий момент мы ищем iOS-разработчика, который мог бы уделять приложению больше времени, и разработчика, который мог бы делать то же самое для Android. Скорее всего, аудитория на Android для этого приложения будет намного больше», - размышляет Алексей Фисун.
Пока у приложения есть прототип – «кривлялка», которая распознает эмоции и управляет «рожицей» пользователя, дизайн мессенджера полностью готов, и приложение, которое должно скоро выйти в магазин. «Сейчас мы приделываем «кривлялку» к мессенджеру, и тогда будет готовое решение. Программисты говорят, что через месяц все сделаем, но этот месяц тянется уже четыре, - улыбается харьковский стартапер. – Сложно рассчитывать время, потому что у ребят есть свои нагрузки и дела».

Для тестирования, которое вскоре потребуется приложению, набрать первую аудиторию несложно: существует множество интернет-ресурсов, куда можно «закинуть» новый проект, и есть так называемые early adopters (от англ. early – ранний; adopt – принимать; человек, начинающий использовать новые товары или технологии сразу после их появления. – Прим. корр.), которые могут попробовать «сырой» продукт. Они делают like и share в соцсетях, поэтому обратная связь может быть ощутимой и привести новую аудиторию.

О возможной будущей продаже приложения Comix Алексей Фисун уже ведет переговоры с некоторыми известными мессенджерами. Им харьковский стартап интересен, но главное требование инвесторов – тестирование приложения. Сооснователь Comix считает, что для такого проекта в Украине будет непросто найти инвестиции: «Непонятно, как он «выстрелит». Может быстро набраться большая аудитория, либо ее не будет вообще, и мы скажем: «Ок, мы сделали это, мы - молодцы». Пока мы не протестировали проект на достаточно большой аудитории, заниматься поиском серьезных инвестиций или говорить о продаже еще рано», - объясняет Алексей Фисун.
Сайт города Харькова
© 2016 All Right Reserved. citysite.kh.ua
news@citysite.kh.ua
Made on
Tilda